Генеральный директор Сергей Соколов принял участие в международной конференции производителей зерна

13 октября 2023
Несмотря на все ограничения и проблемы – «ковидные» и регуляторные – год для АО «НХП» был успешным. По итогам 2021 года, АО «Новосибирскхлебопродукт» со своих сибирских и южных площадок отгрузило российским и зарубежным покупателям порядка 400 тысяч тонн продукции. Один лишь Татарский элеватор к середине декабря принял 190 тысяч тонн зерна нового урожая от аграриев Новосибирской и Омской областей – это рекордная цифра для четырёх месяцев работы предприятия.

– 15% всего российского экспорта зерна в Грецию и 10% в Италию – это зерно, отгруженное АО «Новосибирскхлебопродукт». Для региональной – причём сибирской – компании это, считаю, очень достойный результат, – делится Соколов. – Но ещё важнее, на мой взгляд, не количественные, а качественные показатели: за этот год мы проработали новые интересные продуктовые, рыночные ниши, принципиально новые логистические инструменты экспорта, сотрудничества с зарубежными партнёрами. Эти наработки стали фундаментом устойчивости нашего бизнеса в 2021 году, и, я уверен, станут драйверами дальнейшего развития.

Поэтому почётное «серебро» на престижном всероссийском конкурсе «Экспортёр года-2021» – это заслуженная оценка работы всего коллектива АО «НХП», оценка не только объёмов поставок и финансовой выручки, но и интеллектуального потенциала нашей команды.

Одна нога здесь – другая на Юге


– Как повлияли на бизнес АО «НХП» регуляторные решения прошедшего года – история с пошлинами? Какие изменения пришлось внести в стратегию и текущую деятельность компании?

– Прежде всего мы диверсифицировали наш экспорт, и сейчас отгружаем в основном не облагаемую пошлинами продукцию. Например, пшеничные отруби: начиная с лета «Новосибирскхлебопродукт» ежемесячно экспортирует в Турцию до 10 тысяч тонн отрубей, поставляем также подсолнечный шрот и лузгу. Это продукция более десятка перерабатывающих предприятий Сибири, Урала и ЦФО, которую мы аккумулируем на Ейском портовом элеваторе, откуда уже идёт отгрузка на судно. Отруби, шроты и лузга востребованы турецкой комбикормовой индустрией: эта страна – крупный производитель и экспортёр халяльного мяса. Также в текущем сезоне были первые поставки в Турцию зерна кукурузы, 30 тысяч тонн. Пшеница, разумеется, ушла из приоритетов экспорта, осуществляем лишь нишевые поставки под конкретный заказ качества наших зарубежных партнёров.
Вообще, АО «НХП» как трейдерская компания оказалась хорошо подготовленной к турбулентности нынешнего сезона. Дело в том, что ещё несколько лет назад мы разработали новую стратегию развития компании, которую планомерно реализовывали. И время показало, что мы не ошиблись.

– В чём состоит эта стратегия?

– Во-первых, мы усилили экспортное направление, и сейчас 60% выручки компании – это валютная составляющая. Соответственно, мы меньше зависим от внутреннего спроса, объёмов потребления, ценообразования на зерно и от государственных регуляторных решений вроде пошлин, квот и прочего «сдерживания цен».

Во-вторых, мы расширили наше присутствие на Юге России – Ейский портовый элеватор сегодня является нашей базовой логистической площадкой, объём перевалки достиг 200 тысяч тонн. Планируем в следующем году арендовать в Краснодарском крае серьёзные складские площади.

И, наконец, укрепляем присутствие в Турции – это наш главный, стратегический торговый партнёр. Там действует торговая структура АО «Новосибирскхлебопродукт», налажены крепкие связи с внутренними потребителями сибирского зерна – турецкими переработчиками, импортёрами и производителями комбикормов. В уходящем году мы освоили уникальный, полностью сухопутный маршрут доставки зерна турецким покупателям по железнодорожной ветке Азербайджан – Грузия – Карс. Этот новый маршрут вдвое сократил время доставки зерна в Турцию по сравнению с традиционным морским путём и позволил расширить круг зарубежных покупателей сибирской сельхозпродукции.

Таким образом, южное направление – это, по сути, «вторая нога» компании, обеспечивающая нам устойчивость бизнеса.

Наука должна увидеть зерновой рынок


– Сергей Львович, на днях вы успешно защитили в НГАУ кандидатскую диссертацию по экономике. Какова была тема вашего исследования и чем вас, предпринимателя-практика, заинтересовала академическая наука?

– Тема диссертации – «Повышение эффективности экспорта зерна перерабатывающими организациями» (на материалах Новосибирской области).
Главным поводом для написания работы, пожалуй, было одно шокирующее «научное» открытие, которое я сделал: при таком мощном развитии российского зернового комплекса, экспортных поставках более чем на 40 миллионов тонн в год, в условиях лидерства нашей страны на мировом рынке пшеницы «большая» наука практически не интересуется рынком зерна! С начала 2000-х, за всё время активного развития постсоветского агропрома, не появилось ни одной серьёзной исследовательской работы, касающейся зернового бизнеса. Именно бизнеса – ведь экономическая эффективность, инвестиционная привлекательность отрасли определяется через рыночную составляющую: есть там прибыль или нет.

Да, есть научные работы на тему производства зерна, повышения урожайности, сортов и гибридов, применения агрохимии, технологий зернопереработки – но всё это без учёта рыночной ситуации в России и в мире, рентабельности экспорта, глобальных цепочек создания стоимости, логистики, инвестиций, современных финансовых инструментов зернового рынка. Какой-то полный отрыв от реальности. Но само производство – это лишь часть зернового бизнеса; важны знание и прогнозирование рынка, адекватные решения на основе этой информации, международные торговые компетенции, знание особенностей зернового бизнеса и финансов в различных странах.

Когда у нас накопится фундаментальная научная база, когда мы внятно опишем проблемы эффективности отечественного зернового рынка, тогда мы и получим главное – работающую долгосрочную стратегию зерновой отрасли, раскроем потенциал зернового хозяйства России. Материала для исследований за последние 20 лет накопилось море.
WeChat