Сезонный вариант

24 марта 2025

Речные порты Волжского бассейна располагаются в так называемой зерновой зоне, где сформирована грузовая база. Однако количество судов на этом участке ограничено.
У мультимодальной перевозки зерновых грузов в связке «железная дорога – река» есть сложности. Надо анализировать экономику и сроки доставки.

Рассмотрим перевозку зерновых грузов из Сибири до морских портов Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна (АЧБ).

Сегодня в части железнодорожной перевозки действует субсидированный тариф. Так, в балтийском порту Высоцк стоимость перевалки и документарного оформления – около 1,5 тыс. руб. При наличии субсидии общая стоимость перевозки железнодорожным транспортом и перевалки груза составит около 5 тыс. руб. за тонну.

Общая стоимость фрахта судна, следующего по маршруту от речного порта до морских портов АЧБ, Каспия или Балтики, с учётом перевалки в портах Волжского бассейна и доставки до них железнодорожным транспортом из Сибири составит порядка 7 тыс. руб. Разница – около 2 тыс. руб.

Сроки доставки зерновых грузов из Сибири по железной дороге до речных портов Волги будут аналогичны времени прямой транспортировки до портов Санкт-Петербурга или Новороссийска. Получается, что при использовании мультимодальной перевозки сроки доставки по этому же маршруту увеличиваются примерно на две недели с учётом таких этапов, как перевалка-складирование и последующая погрузка, а также учитывая время пути речного судна до морских портов. Отдельный момент – перевалка из речного судна в морском порту (АЧБ, Каспия или Балтики) на склад либо «борт в борт» (это более затруднено, так как не все эти порты готовы краном перегружать по такой схеме). Таким образом, это удлиняет сроки доставки примерно вдвое и делает её примерно в 1,5 раза дороже.

При доставке зерновых по мультимодальному маршруту из Сибири до речных портов Волжского бассейна и Дона помимо субсидирования железнодорожного плеча должно быть и субсидирование услуг в речных портах и речного фрахта. При этом даже если мы сравняем стоимость этих двух вариантов доставки, то бизнес это слабо сможет заинтересовать.

Также стоит учитывать ограниченный срок навигации, так как для рек это период с апреля по октябрь. Таким образом, грузоотправителям, которые захотят использовать мультимодальный маршрут доставки, при закрытии навигации придётся перестраиваться обратно – на прямую доставку.

WeChat